Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с раннего детства начинают интересоваться гаджетами.
Где грань между пользой и вредом гаджетов на детскую психику? В чем польза и вред современных технологий?
В этих вопросах мы пытались разобраться на групповой консультации в рамках проекта: «Доброту и заботу — в семью!», которая прошла в Кировском Центре поддержки выпускников детских домов 10 марта 2022 года.
В начале встречи психолог Татьяна Булатова предложила вспомнить участникам, как они любили проводить досуг в детстве. Большинство вспомнили интересные игры на улице, состязания, конструирование собственных домов- шалашиков, сюжетно-ролевые игры в школу в больницу и многое другое, что радовало взрослых мам в детстве.
На вопрос, как проводят досуг современные дети, участники встречи отметили, что их досуг стал менее подвижен, дети смотрят мультфильмы, играют в компьютерные игры. В основном, они малоподвижны и теряются в пространстве свободной игры (не могут придумать себе занятие, игру).
Далее все участники встречи разделились на две группы. Одна приводила доводы в пользу гаджетов в мире детей, а вторая группа — находила минусы, вред гаджетов для детей.
При обсуждении этих доводов первая группа отметила, что гаджеты и те возможности, которые они дают являются хорошими помощниками в обучении, подготовке к занятиям, расширении знаний по интересующей теме, получении быстрого ответа на поставленный вопрос, а также возможность общаться с людьми, живущими в других городах и странах и даже путешествовать, не выходя из-за стола.
Это, конечно, веские доводы и плюсы гаджетов в современном мире детей, но уже более старшего возраста, начиная со школьного периода и старше.
Говоря про малышей, вторая группа отметила, что чем меньше возраст ребёнка, тем сильнее негативное влияние на формирование мозга и нервную систему.
Дети до 2 лет познают мир через сенсорные чувства. Им важно манипулировать с предметами, трогать, нюхать, пробовать на вкус. Именно так формируются нейронные связи, которые развивают познавательную сферу и мышление. Гаджеты дают готовые ответы-картинки, в связи с чем мозг не развивается, а значит и тормозится развитие речи, внимания, памяти.
Важно помнить, что гаджеты вызывают пресыщение, зависимость и не обогащают, а обедняют умения детей взаимодействовать в социуме.
Молодые мамы согласились, что гаджеты не должны участвовать в кормлении детей. Гаджет- это не нянька! Такой важный вывод сделали участники консультации.
А как же мультфильмы?
Мультфильмы важно и нужно смотреть, начиная с возраста, когда у ребёнка возникает критическое мышление. Он может рассуждать о поступках героев мультфильмов, видеть смысл, мораль, заложенный в м/ф. А это возраст от 4,5 -5 лет. И когда дети смотрят мультфильмы, которые несут важные ценности, могут об этом говорить, обсуждать, в этом только польза для детей и общения их с родителями.
В конце встречи мамы и дети вместе посмотрели музыкальный мультфильм для самых маленьких (от 3 лет) и обсудили мультфильмы, которые можно смотреть и обсуждать вместе с детьми — дошкольниками. и более старшими детьми.
Встреча оказалась полезной и практической для всех присутствующих.
Кристина М.: «Я вспомнила старые советские м/ф, которые могу посмотреть со своими девочками вместе».
Света З: « Я поняла, что надо с детьми больше гулять и играть в настольные игры. Тогда их меньше будет тянуть в телефон».