12.февраля в Ивановском Центре поддержки выпускников прошел Клуб наставников в рамках программы «Я и мой наставник».
Тема встречи была обозначена следующим образом — «Пять шагов наставничества и значение наставничества в процессе развития человека».
Казалось бы, непростая тема, но обсуждение результатов взаимодействия в парах привело нас к необходимости разобраться именно в этом вопросе.
В процессе работы в парах «наставник-подопечный» происходит обучение самым различным практическим навыкам: от элементарного самообслуживания до серьезных профессиональных знаний, умений и навыков. А вот насколько эффективно проходит процесс обучения, какие приемы надо использовать, чтобы навык стал автоматическим, поднял подопечного на уровень неосознанной компетенции в каждом конкретном вопросе, действии, навыке.
На занятии мы попытались разобраться в этом вопросе. Вот например, если мы учимся готовить какое-то блюдо или печь пироги. Рассказал и показал наставник, как он это делает, дал возможность подопечному поделать все приемы вместе с ним, приготовили блюдо, напекли пироги. Но является ли этот этап заключительным? Есть ли гарантия, что подопечный научился это делать сам? Оказывается, совсем нет.
Разобрав систему из пяти шагов наставничества мы поняли, что находимся только на 3 этапе пути. А вот для того, чтобы достичь результата, подопечный должен выполнить все новые действия сам, сначала с подсказкой наставника, а потом самостоятельно, при этом он должен рассказать наставнику, что у него получилось или не получилось. Только тогда результат будет достигнут.
А вот такой пример из опыта одной из наших пар: сначала наставнице пришлось подопечную вести за руку в стоматологическую поликлинику, показывать, как записываться по телефону, где находится поликлиника по месту жительства, оплатить лечение, объяснять, какие лекарства нужно покупать в аптеке, чтобы снимать зубную боль. Таким образом, зубы лечили в сопровождении наставника. Но вот спустя два месяца подопечной вновь понадобилась помощь стоматолога. И она с гордостью сообщила нам, что сделала все сама: записалась на прием, приехала в больницу, вылечила зуб, оплатила услуги. При этом, она сообщала наставнице, что делает и получала ее поддержку. Мы были очень рады, что она получила новый навык и теперь никогда не растеряется, если вновь понадобится помощь стоматолога. В данном случае пара прошла все пять шагов наставничества при обучении конкретному умению.
В ходе занятия участники разобрали несколько таких примеров, оценивая результат своих действий, активно обсуждали свои ошибки и успехи.
Мероприятие проведено в рамках проекта «Я и мой наставник», реализуемого при поддержке БФ «Абсолют — помощь».