Когда только выпустился из интерната, то было очень тяжелое время в моей жизни: страх перед неопределенным будущим, неуверенность в себе и завтрашнем дне. Помню это свое состояние и вздрагиваю. После нескольких лет участия в программах фонда «Мы вместе», я стал взрослее и намного смелее. Мне помогли найти временное жилье, официальную стабильную работу, где я расту профессионально. Недавно даже получил грамоту за отличную производительность труда.
В фонде у меня появилось много хороших друзей, я активный волонтер и даже стал наставником у совсем юного выпускника, который сейчас переживает все те чувства, которые я испытывал тогда. Для меня волонтерство- это и возможность помочь тому, кому труднее сейчас, и способ знакомиться с новыми людьми. В этом учебному году мы будем учиться социальному проектированию вместе с моим подопечным. С нетерпением ждем новые знания и возможность их применить», — делится Руслан, участник программ фонда «Мы вместе».
Многие проблемы выпускников детских домов коренятся в негативном опыте, интернатном воспитании и усугубляются отсутствием доверия к окружающим и социальным одиночеством. В обществе, с другой стороны, продолжает существовать стереотип «плохой мальчик – выпускник интерната». Их не хотят принимать на работу из-за страха, что они обманут, украдут, подведут.
К подростковому возрасту у молодых людей-выпускников уже сформировывается иждивенчество — представление, что они самые обделенные, а государство и окружающие должны всегда о них заботиться. При этом у них совершенно не развиты социально-бытовые навыки, нет мотивации к учебе и труду. С другой стороны, по опыту фонда, способность и возможность сделать добро другому нуждающемуся, почувствовать себя в роли лидера, чей опыт и участие имеет ценность в глазах общества, оказывает невероятно позитивное влияние на ребят.
Важным инструментом социальной адаптации является программа индивидуального наставничества, реализуемая фондом «Мы вместе» в течение 4-х лет в Иваново, Костроме и Владимире и которую в этом году пилотно запустили в Кировском регионе.
Наставник – не просто доверенный друг подопечного, его проводник во взрослый мир, который делится своим жизненным опытом, помогает самому принимать решения и преодолевать трудности. Наставник – выпускник детского дома, получивший поддержку на этапе своего становления, который имеет успехи в личной и профессиональной жизни, он на собственном опыте знает все проблемы выпускников детских домов и сам их успешно преодолел. Важным компонентом программы является волонтерство, дающее возможность ребятам проявить свои лидерские качества, объединить вокруг себя и других, разработать и реализовать свои собственные социальные проекты.
Проект «Вместе мы сила» создаст основу для развития регионального наставнического и волонтерского движения среди выпускников детских домов, объединив ресурсы, социальные интересы и возможности молодежи уязвимых групп и успешных взрослых. Ребятам предстоит участие в тренингах по социальному проектированию и стать лидерами в регионах по самым разным направлениям: помощь пожилым людям и инвалидам, детским домам и кризисным центрам.
«Главная цель работы фонда в том, чтобы выпускники детских домов, школ-интернатов и приемных семей стали полноценными гражданами и налогоплательщиками. Наш опыт показывает, что закон любого успешного общества – это помогать окружающим, тем, кто в этом действительно нуждается. И этому мы учим наших ребят. В 2021 году, благодаря поддержке фонда Президентских грантов, мы имеем уникальную возможность выйти на новый уровень – научить ребят социальному проектированию. А это значит, что помимо опыта волонтерства, который у некоторых уже имеется, они получат навыки планирования своей деятельности и командной работы. Все это обязательно пригодится им в будущем», — отмечает Яна Архипова, директор фонда «Мы вместе».
Мероприятие проведено в рамках проекта «Вместе мы сила», реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.